Про природу конфликтов и способы их урегулирования
Конфликты (столкновения интересов) присутствуют во взаимодействии всех социальных существ. Это ежедневная борьба за территорию, за власть, за возможность оставить потомство, за выживание в животном мире. Потому и люди воспринимают конфликт, как угрозу жизни. Поэтому серьезные конфликты порождают страх и причиняют неописуемые страдания. Следовательно, они представляют собой большую опасность, и поэтому все живые существа, включая людей, одинаково реагируют на конфликты и агрессию на биологическом уровне. Зачастую эта реакция основывается на принципе «бей или беги».
В человеческом обществе постепенно выработались более совершенные методы борьбы с конфликтами, например, переговоры и медиация. Важно то, как осуществляется управление конфликтом и осуществляется ли оно в принципе. Грамотное управление конфликтом позволяет свести к минимуму его разрушительные последствия. Урегулирование конфликта с учетом принципа сотрудничества, при условии, что этого желают спорящие стороны, позволяет не только сохранить, но и укрепить отношения.
Медиация это «процесс совместного урегулирования конфликта», в ходе которого два или более участников с помощью независимой третьей стороны или сторон (медиаторов) общаются друг с другом и находят приемлемое для всех сторон решение проблемы. Медиаторы помогают участникам конфликта изучить возможные варианты и, если это достижимо, найти решения, удовлетворяющие интересам всех сторон, имеющих отношения к конфликту. С помощью медиатора стороны добровольно принимают осознанные решения, не испытывая при этом давления со стороны друг друга и не угрожая друг другу.
Судебный процесс как процесс урегулирования конфликта
Многие суды сегодня работают в направлении урегулирования конфликтов, а не просто вынесения судебного решения. До принятия Федерального закона об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) и внесения изменений в Гражданский кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ и др. суды, разъясняя права участникам процесса, указывали на возможность заключения мирового соглашения. В какой-то мере сторонам предлагалось прийти к решению, которое устраивало бы всех участников. Но, поскольку сами судьи в процессе переговоров участвовать не могут в силу закона, стороны, зачастую не слышат друг друга, т. к. общаются с позиции «я-прав, ты-виноват» или «ты-нападаешь, я-буду защищаться». Тем не менее, участники конфликта, которые рискуют погрязнуть в длительных и напряженных официальных разбирательствах, имеют право знать о различиях между судебным процессом и медиацией, так как это позволит им осознано выбрать способ урегулирования конфликта, понимая, что судебное разбирательство сопряжено со значительными финансовыми и эмоциональными затратами. Зачастую сторонам приходится участвовать в судебном процессе вместо медиации или одновременно с ней. Очень часто, когда взаимоотношения между сторонами нарушены, им трудно участвовать в прямых переговорах друг с другом, так как в этом случае чаще всего нарушается коммуникация между участниками конфликта. Следовательно, стороны, решают обратиться к адвокатам. Опытные адвокаты урегулируют большинство дел в ходе переговоров, разъясняют сторонам, что любой судебный акт удовлетворяет интересы только одной стороны, другая всегда остается в проигрыше. Никогда нельзя знать наверняка, на какой стороне окажешься ты. Одной из ключевых характеристик медиации является сосредоточенность на интересах, а не позициях. В то время, как в судебном разбирательстве, интересы не важны не для кого. Каждая сторона отстаивает свои позиции – наиболее предпочтительный для нее исход конфликта. И, как правило, снимает с себя ответственность за решение, перекладывая ее на суд. Чаще всего, даже при самом лучшем судебном решении, исполнение его практически невозможно, т.к. и ответственность за его исполнение возлагается на третьих лиц. В то время, как при процедуре медиации, стороны могут придти к решению, предпочтительному для каждого из них, и ответственность за его исполнение тоже лежит на них.
Я подаю на тебя в суд!!
Рассмотрим процесс урегулирования конфликта на конкретном примере: Уголовное дело, возбужденное мировым судьей в порядке частного обвинения по ст. 116 ч. 1 Уголовного кодекса РФ «Побои».
Мужчина: Состоятельный бизнесмен, из очень состоятельной семьи, имеет недвижимость на Рублевке, и за границей. Ведет свободный образ жизни, вступать в брак ни с кем не собирается. Очень импульсивный, вспыльчивый, авторитарный. Три года назад встречался с девушкой, которая родила от него ребенка – девочку. После того как он узнал о ее беременности, хотел чтобы она сделала аборт. Девушка родила. Уехала в Брянск и два года не появлялась в Москве. Затем вернулась в Москву, наладила с ним отношения. Он ребенка признал, усыновил (получено Свидетельство об усыновлении). Купил для ребенка большую благоустроенную квартиру на «Николиной горе». Рядом хорошая инфраструктура, детский сад и школа с бассейнами. Хочет чтобы у ребенка было все лучшее. Оплачивает съемную квартиру, в которой девушка живет со своей мамой и дочерью, ежемесячно платит 90 000 руб. на содержание ребенка, купил для девушки машину «Ниссан жук».
Девушка: родилась в Брянской области, закончила мединститут, работает врачом в салоне красоты. Своего жилья в Москве не имеет, зарплата небольшая, живет с мамой и дочкой в съемной квартире. Мама не работает, присматривает за дочкой. Поскольку женится он ней не собирается, она не хочет продолжать с ним отношения. С ребенком он будет видеться исключительно по ее согласию и только в присутствии ее или ее мамы.
Конфликт длится около года. Между ним и девушкой неразрешимые противоречия по поводу общения с ребенком. Она не хочет, чтобы ребенок общался с другой бабушкой (его мамой). Разговаривать друг с другом они не могут, общение ведут адвокаты.
Ее требования: Купи мне «салон красоты», переоформи на мое имя квартиру, которую ты купил для дочери, плати алименты на содержания и решай вопросы по содержанию и воспитанию ребенка.
Его адвокаты совместно с ним оценили ее заявления и предложили – Оформить договор аренды нежилого помещения, предоставить стартовый капитал для покупки оборудования и помочь с раскруткой бизнеса. Квартиру оформить на имя дочери, требования по алиментам не оспаривались. Но предложения его адвокатов ее адвоката не устроили, прозвучали слова: не хотите по-хорошему, будет по – плохому. В связи с длящимся конфликтом, учитывая его вспыльчивость, адвокаты посоветовали ему не общаться с ней без свидетелей, и по - возможности, не впускать ее на свою территорию. Ее адвокат, не найдя недостатков, которые могли бы повлиять на решение суда об определении порядка общения с ребенком, посоветовал ей спровоцировать его на конфликт. Более удачного повода она не нашла. Не впустить ее он не мог. В день рождения дочери, он приехал к ней домой и забрал ребенка к себе на «Рублевку». Устроил большой праздник, собрал полный дом гостей. Она не приехала, поскольку они в ссоре. Она приехала за ребенком и хочет его забрать прямо сейчас, он предлагает ей остаться или приехать завтра. Она категорически против. Девочка играет с детьми на втором этаже. Она просит позвать ее попрощаться. Няня привела девочку. Мама начинает ее уговаривать поехать с ней. У ребенка истерика. Он выхватывает ребенка из ее рук и пытается вышвырнуть ее из дома . Когда он выталкивал ее из дома, увидел ее сумочку, взял ее, чтобы не забыла. Она сопротивляется, упирается не хочет уезжать без дочери. Он тащит ее буквально волоком. Она поскользнулась. Он пытается ее поднять, в это время сумка, которая находилась у него в руках соскакивает и ударяет по ее лицу. Она хватается руками за лицо, он понимая, что на лице синяк, затаскивает обратно домой, оказывает ей первую помощь. Он не собирался ее бить, это была случайность. После случившегося, он отправляет ребенка с своей мамой (бабушкой) и няней во Францию, где у него свой частный дом.
Куда будет звонить травмированный человек в первую очередь? Наверняка, в полицию или в скорую помощь. Но нет, она звонит своему адвокату, который вызывает по адресу наряд полиции. Полиция везет в травмпункт, фиксирует побои. А затем, через два дня, девушка приезжает к своему адвокату, рассказывает о случившемся, демонстрирует синяк. Но адвокат, будучи человеком знающим, объясняет ей что этого недостаточно для возбуждения уголовного дела, и девушка каким-то чудесным образом оказывается в травмпункте недалеко от офиса своего адвоката. Появляются новые справки и новые обстоятельства.
Полиция проводит доследственную проверку, проводит экспертизу, в возбуждении уголовного дела отказывает, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и разъясняет право обратиться к мировому судье.
Суд дело к производству принимает, возбуждает уголовное дело. Суд открывает судебное заседание, разъясняет права и обязанности сторон. На суд пришли обе стороны со своими адвокатами. Судья ставит вопрос о примирении.
Он: Я имею желание примириться, но не знаю каким образом, пусть она сама скажет.
Ее адвокат: Подсудимый забрал у нее ребенка, не дает ей с ним видеться. У нас не было желания портить с ним отношения, но он не хочет договариваться.
Она: я хочу, чтобы ребенок проживал со мной, но он не дает мне даже общаться с ней. Пусть дочь вернется ко мне.
Он: я согласен с проживанием ребенка с матерью, но без ограничения моих посещений в квартире, которую я купил специально для них. Сейчас ребенок проживает в съемной квартире, где у ребенка даже нет своей комнаты. Я хочу чтобы у дочери была своя комната, для этого я купил квартиру.
Его адвокат: Прошу слушание дела отложить, предоставить возможность для обсуждения условий мирового соглашения.
Суд откладывает слушание дела. Стороны к примирению не пришли. Она отвергла все предложения, настаивает на общении с ребенком. Ребенок за границей.
На следующем слушании конфликт достиг своего апогея. Эмоции и обвинения лились рекой.
Ее адвокат заявил ходатайства об истребовании дополнительных доказательств и проведении судебно-медицинской экспертизы. Суд удовлетворил все ходатайства. Суд порекомендовал обратиться к медиатору. Стороны согласились. Судебный процесс приостановлен.
Конфликт не решён - суд порекомендовал обратиться к медиатору!
Медиация.
Претензии девушки к отцу ребёнка: ее не устраивало, что Он может заявиться в любое время, без ее ведома, забрать ребенка, увезти в неизвестном ей направлении. В связи с тем, что отношения между ними не складываются, она хочет устроить свою личную жизнь, поэтому его вторжение в ее дом она считает недопустимым.
В процессе медиации было предложено найти возможные решения. Через несколько дней решения между ними были приняты, какие, известно только им.
До следующего судебного заседания Она со своей мамой улетела во Францию и вернулась за день до суда, для того чтобы подать в суд заявление об отказе от обвинения и прекращении производства по делу в связи с примирением!
Решение устраивало их обоих. В случае вынесения обвинительного приговора наказание заключалось бы в уплате штрафа. Сумма штрафа для него незначительная, но неприятно наличие судимости. Конфликт зашел бы в тупик. Его состояние позволило бы удерживать ребенка за границей. Даже если бы следующий суд вынес решение об определении порядка общения с ребенком на ее условиях, решение не было бы исполнимым. Ей пришлось бы потратить годы и уйму денег на адвокатов, чтобы вернуть ребенка в страну, и не факт, что ей это удалось бы. К тому же он прекратил бы оказывать ей материальную поддержку в виде алиментов и оплаты аренды жилья, а ее зарплаты на это точно бы не хватило.
Результат работы медиатора: Он получил все, что хотел, конфликт улажен. Судимости нет. То, что Она не обжаловала отказ от претензий, можно сделать вывод, что Она тоже получила все что хотела.
авторизуйтесь