Принцип конфиденциальности в медиации.
Недавно поступил запрос от одной солидной организации о проведении медиации.
В ходе переписки юристы компании попросили прислать хотя бы одно медиативное соглашение, заключенное с моим участием.
В ответ я направила типовое медиативное соглашение. Мой ответ их не устроил.
Давайте разберемся!
Процедура медиации- способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)").
Медиация является внесудебным способом урегулирования споров, который проводится конфиденциально, где нейтральное лицо активно помогает сторонам работать в направлении достижения договоренности по урегулированию спора, но при этом стороны имеют окончательный контроль над своим решением.
Медиация закреплена официально - она регламентирована Федеральным законом РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ, но при этом она не имеет почти ничего общего с судебным рассмотрением споров. Основное отличие медиации от иных методов разрешения конфликтов состоит в том, что она не требует участия государственных органов.
Медиация применяется для разрешения следующих видов споров:
-коммерческие споры
-меж- и внутрикорпоративные споры
-споры в банковской и страховой сфере
-сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон
-конфликты на работе
-семейные споры
-споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью
-медиация в образовании
-межкультурные конфликты, и многое другое
Принципы процедуры медиации В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №193- ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Федеральный закон) процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
Сегодня бизнес стремится не выносить различные разбирательства, репутационные вопросы, выяснение отношений друг с другом или со своими клиентами на всеобщее обозрение. При этом для урегулирования возникающих споров и конфликтных ситуаций многие стремятся использовать возможности медиации, одним из принципов которой является конфиденциальность при разрешении спора.
Процедура Медиации носит негласный характер. Присутствуют посредник (медиатор), непосредственные участники спора и (или) их представители (адвокаты). Иные лица допускаются только с согласия обеих сторон. Во время процедуры не ведутся стенографические записи, аудио- и видеосъемка. Вместе с тем, посредник и стороны могут фиксировать для себя необходимую информацию в виде пометок, которые по завершении медиации подлежат уничтожению.
Принцип конфиденциальности имеет принципиальное значение в медиации. Медиация позволяет сторонам урегулировать свой спор без внимания общественности.
На этапе подготовки стороны детализируют принцип конфиденциальности. Основой обеспечения конфиденциальности является соглашение о медиации, где и предусматриваются основные права и обязанности по соблюдению этого принципа.
Вместе с тем, условия о конфиденциальности могут быть и в отдельном документе в медиации. Для этого участники медиации и медиатор подписывают соглашение о конфиденциальности, которое предоставляет возможность сторонам разрабатывать положения, которые будут обеспечивать их потребности во время медиации.
Соглашение о конфиденциальности должно отображать информацию, которая не подлежит разглашению, а также указывать способ защиты информации. В соглашении о конфиденциальности могут предусматриваться формы общения сторон (письменно, устно) и способ защиты информации в рамках этих способов общения.
Отдельными пунктами указывается, что:
– сообщения, сделанные на совместных сессиях, или те, которые были объявлены на индивидуальных сессиях, составляют конфиденциальную информацию;
– стороны не будут осуществлять запись процесса медиации;
– документы, которые были созданы или переданы во время медиации, являются частью конфиденциальной информации.
Наблюдения медиатора за поведением участников медиации также могут быть защищены принципом конфиденциальности процесса медиации.
На этапе непосредственной медиации принцип конфиденциальности является одним из базовых условий для создания доверия сторон и фактически служит основой для налаживания откровенной дискуссии. Полное и детальное изучение всех проблем помогает генерировать варианты урегулирования спора. Кроме того, конфиденциальность также может быть важной составляющей для защиты другого участника медиации от воздействия дальнейших злоупотреблений или неблагоприятных последствий, и поэтому может даже гарантировать право на защиту.
Во время уже принятия решения участники еще раз проговаривают принцип конфиденциальности. Медиатор подчеркивает необходимость соблюдать условия хранения информации.
Таким образом, конфиденциальность является необходимой составляющей для каждого этапа медиации. Медиация может быть эффективным инструментом разрешения споров, если информация защищена должным образом.
Сам факт обращения к процедуре медиации по договоренности между сторонами может быть сохранен в тайне.
А теперь вопрос. Читали ли юристы этого предприятия закон о медиации?
Вы обратитесь к медиатору, который высылает соглашения своих клиентов доя поднятия своего рейтинга?
Специалисты нашего центра Mosmediator.ru готовы оказать эффективное содействие в решении ваших вопросов.
авторизуйтесь